Двуликий Янус - бог дверей, границ и переходов. Бог дверей


Двуликий Янус - бог дверей, границ и переходов :: SYL.ru

Над чем властвует Янус

Вначале был хаос. Но потом изменения начали систематизироваться и упорядочиваться. Месяц начал сменяться месяцем, на смену одному году приходил другой, за началом чего-либо неизбежно следовало изменение и окончание: зерно становилось колосом, потом снова зерном, человек, начав путь младенцем, становился юношей, потом мужчиной, его жизненный путь неумолимо заканчивался, но на смену ему приходили дети. Естественно, эту важную сферу жизни - переходы, перемены, границы, начало и окончание, а в узком смысле – двери, дверные проемы и проходы – человеку древности совершенно немыслимо было оставить без божественного пригляда. Таким божеством у римлян был двуликий бог Янус. Это в его честь первый месяц года назван январем – ведь он открывает год. Есть предположение, что и город Генуя назван в честь бога Януса.

Многоликий Янус

Двуликий Янус единственный из богов римского пантеона не имел четкого аналога в греческой мифологии. Он был богом всего, что было связано с началом и окончанием – дверей, границ, источников. Одно время римляне ставили его даже выше Юпитера. Считалось, что именно он научил людей летосчислению, земледелию, ремеслам. Открытая дверь - граница между двумя пространствами, поэтому богу, ответственному за границы и двери, мало одного лица. Обычно Янус изображался с двумя ликами. Одно лицо было лицом молодого юноши, а другое – умудренного жизнью мужчины. «Янус двуликий» - фразеологизм, прочно вошедший в языки народов мира. Но есть изображения Януса с тремя и даже четырьмя ликами! Действительно, ведь любой перекресток дорог - это сразу четыре пути, да и перекресток трех дорог совсем не редкость. Атрибутом, с которым обычно изображался Янус, были ключи, что вполне логично для бога дверей и границ.

Храм бога Януса

Храм в Риме представлял собой двойную арку, над которой изображался именно двуликий Янус. Тот Янус, которому был поставлен храм, имел четкую «специализацию» - он определял границу между миром и войной, жизнью и смертью. Вторая дверь этого храма, «дверь войны», открывалась, когда Рим начинал военный действия. Через двойную арку храма шествовали уходящие на битву воины. Когда заключался мир, то «дверь войны» запиралась. По свидетельству Плутарха и Светония, храм за тысячелетнюю историю Рима запирался пять раз - трижды в период до нашей эры и два раза после ее начала. Суммарно эти периоды не составят и ста лет. Это определенным образом характеризует великую Римскую империю. На рынках и холмах Рима были алтари, на которых поклонялись менее воинственной ипостаси Януса. В Велабруме, одном из римских кварталов, двуликий Янус был удостоен арки, сохранившейся до сих пор, которая символизирует, по иронии судьбы, четыре его лика. В начале года Янусу приносили в жертву белого быка. В остальное время он довольствовался фруктами, медовыми пирогами и вином.

Личная жизнь бога

Двуликий Янус, как и положено богу римского пантеона, имел довольно запутанную личную жизнь. Ему приписывают сразу три жены, правда, не параллельно, а последовательно. Первая из них – царица Лациума Камиса. Детей у них было много, один из них – Тиберинус, бог реки Тибр. Следующей упоминают Ютурну, нимфу источника. От нее двуликий Янус имел сына Фонта, бога источников, что вполне логично, учитывая сферу деятельности родителей. Третьей его женой называют Венилию, древнюю богиню моря, дарившую счастливое возвращение из морского путешествия. Правда, по некоторым данным, Венилия была супругой Нептуна. От Венилии у Януса была дочь Канента, нимфа с трагической судьбой, олицетворявшая песню.

www.syl.ru

Янус Античная мифология и история

Янус, римское божество дверей; в качестве такового имел два лица, поскольку дверь есть и вход, и выход, она ведет и внутрь дома, и наружу. Кроме того, являлся богом договоров и союзов. Янус повелевал началами, его место в пространстве — входные двери и ворота, его место во времени — начало года, начало событий.

До появления культа Юпитера Янус был божеством неба и солнечного света, открывавшим небесные врата и выпускавшим солнце на небосвод, а на ночь запиравшим эти врата. Существовало также поверье, что Янус царствовал на земле ещё до Сатурна и научил людей исчислению времени, ремёслам и земледелию. С ним соотносятся времена золотого века, поскольку он считался первым правителем Лациума, цивилизации, которая традиционно определяется как «Прометеева», поскольку ее существование было инициировано его дарами человечеству: огнем, ремеслами и календарём.

Первый храм Янусa был воздвигнут по преданию царём Нумой Помпилием. Храм Януса представлял собой две большие арки, соединенные поперечными стенами, с двумя воротами, находившимися друг против друга. Внутри стояла статуя бога, у которого было два лица, обращенных в противоположные стороны; одно - в прошлое, другое - в будущее. В руке у Януса был ключ, которым он отпирал и запирал небесные врата. Поскольку Янус был богом времени, ведущим счет дням, месяцам и годам, то на его правой руке (на пальцах) было начертано число 300 (латинские цифры = CCC), а на левой - 65 (латинские цифры - LXV), что означало число дней в году. Римляне связывали Януса с судьбой, временем и войной; к Янусу италийцы обращались при объявлении войны.

В образе Януса присутствуют и космические коннотации. У Овидия двуликий Янус, как воплощение начала и конца, отождествляется с хаосом, из которого возник упорядоченный мир; в ходе этого процесса сам Янус из бесформенной глыбы-шара превратился в бога, вращающего, по Овидию, ось мира. Возможно, изначально он выступал как верховное божество; его имя упоминали первым при обращении к богам.

Его эпитет Гемин означает Двойной; образ Януса может рассматриваться как выражение единства противоположностей и олицетворение всеохватности, власти над всеми сферами бытия. Этот образ воплощает представление о том, что технический прогресс влечет за собой необратимые и зачастую негативные изменения в человеческом укладе; это символ неосторожного и непредусмотрительного использования природных сил и достижений цивилизации.

Янус был также покровителем путников и хранителем дорог, и почитался среди италийских моряков, веривших, что именно он научил людей строить первые корабли. В жертву Янусу приносились вино, плоды и медовые пироги, а в начале года — белый бык.

godsbay.ru

Боги – Охранители дверей. Мифы и легенды Китая

Боги – Охранители дверей

В старой легенде говорится, что когда-то на горе Ду Шо в Восточном море росло огромное персиковое дерево, его ветки простирались на несколько тысяч квадратных ли. Нижние ветви, вытянувшиеся на северо-восток, образовали Дверь дьяволов (гуй), через которую входили и выходили миллионы злых духов.

Охраняли этот проход два духа, которых звали Шэнь Шу и Юй Лэй. Они хватали тех, кто совершал преступления против людей, и отдавали их на растерзание тиграм. Услышав об этом, император Хуан-ди повелел, чтобы изображения духов нарисовали на табличках, изготовленных из персикового дерева, и развесили над дверями, чтобы отгонять злых духов. Так на дверях домов появились небольшие фигурки или таблички с их изображениями. Со временем их стали заменять изображениями на бумаге и приклеивать на двери. На них рисовали духов, вооруженных луками, стрелами, копьями, Шэнь Шу был изображен слева, а Юй Лэй – справа.

Однако в более поздние времена боги дверей в народных верованиях сменились двумя министрами императора Тай-цзуна из династи Тан. Их звали Цзинь Шубао и Ху Цзиньдэ. Рассказывают, что однажды император заболел и ему показалось, что он слышит демонов, дерущихся у дверей его спальни. Когда министры решили узнать об источнике болезни, врач сообщил, что у его величества неравномерный пульс, он нервничает и его мучают видения и что его жизнь в опасности.

Министры очень испугались. Императрица вызвала других врачей. Больной рассказал им, что днем он спокоен, а ночью слышит и видит демонов. Тогда Цзинь Шубао и Ху Цзиньдэ заявили, что проведут всю ночь у дверей, чтобы охранять покой императора.

Надев доспехи и вооружившись, они расположились у дворцовых ворот и провели там всю ночь. Тогда император наконец смог выспаться. На следующий день он от всей души поблагодарил своих придворных, и с того времени болезнь отступила.

Однако министры продолжали охранять ночной покой императора, пока тот не заявил, что не позволит им проявлять подобное рвение и жертвовать своим здоровьем. Он повелел нарисовать их портреты в полном военном облачении и разместить на дворцовых воротах, чтобы отпугивать демонов. В течение нескольких ночей было тихо, но однажды у задних ворот снова случились беспорядки. Тогда министр Вэй Чжэн распорядился установить изображения верных помощников и у задних, и у передних ворот. Через несколько дней император снова почувствовал себя лучше.

Вот почему имя мудрого Вэй Чжэна часто упоминается вместе с двумя богами Дверей. Тщательно выписанные изображения мэнь шэней, обновляемые в канун Нового года, можно увидеть практически на каждой двери в Китае.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

culture.wikireading.ru

Крошечные Боги Дверей / Little Door Gods

  • (13899)

    И.И. Юи хочет отправить Кирито на выполнение подводных квестов в мире игры Alfheim Online. Однако, она шокирована тем, что его партнер Лифа не умеет плавать. Асуна и ее подруги считают, что обучение в бассейне в реальном мире поможет и ее ALO персонажу. В это же время Кирито встречается с таинственным незнакомцем.

  • (12376)

    История сложных судеб двух подростков. У героини проблемы со слухом, из-за чего в обычной школе она вызывала раздражение одноклассников. Раздражение вылилось в издевательства. Герой был одним из зачинщиков издевательств. Но хоть и были виноваты все, когда пришло время кого-то обвинить, только он стал общепризнанным злодеем. И новым объектом издевательств. Прошли годы, и у парня осталось лишь одно желание: попросить прощения...

  • (11481)

    Курису прилетает в Японию на научную конференцию, и на следующий день ей приходится столкнуться с невероятным - Окарин исчезает прямо на её глазах, а окружающие ведут себя так, словно его никогда не существовало...

  • (10387)

    Сюжет фильма делится на две части: в первой из них Юкио, Рин и Шиеми отправляются на задание по уничтожению поезда-призрака, который терроризирует окрестности Тру Крос Тауна, похищая души людей, по ошибке севших в него. Вторая, параллельно развивающаяся сюжетная линия: проходящий в это время фестиваль "11-ти лет". Сюра и Ченг прибывают на место (где, по сюжету, раньше стояла небольшая деревенька, которую погубил демон), для контроля проходящего праздника и усиления печати экзорцистов...

  • (9740)

    Акизуки Такао с детства мечтал стать дизайнером обуви. По утрам, в дождливые дни он пропускает уроки в саду Японского стиля рисует эскизы обуви в своей тетради. И вот одним таким дождливым утром он встречает в саду загадочную девушку. Так, без лишних формальностей эти двое продолжают встречаться в дождливые дни вновь и вновь и их отношения крепчают со временем. Однако, сезон дождей скоро подойдет к концу...

  • (9375)

    Киюта, потерявшийся в Токио мальчик, проникает в альтернативную вселенную, где его растит борющийся за свое существование человек-медведь по имени Куматетсу. Он долгое время обучает мальчика боевым искусствам. В итоге Киюта становится участником катаклизма, охватившего оба мира.

  • (8088) Юная Хотару приехала из душной Иокогамы провести летние каникулы у дядюшки в горной деревне. Шестилетняя девочка испугалась, заблудившись в незнакомом лесу, но ей помог непонятно откуда взявшийся юноша в лисьей маске. Парень по имени Гин сразу предупредил новую знакомую, что на нем лежит заклятие, и он обречен исчезнуть, если коснется любого человека. Конечно же, городская гостья решила действовать по принципу «доверяй, но проверяй», но вскоре на личном опыте убедилась, что за порогом старого храма законы природы немного иные, и там ее ждет Настоящее Приключение!

    Вот так Хотару вошла в новый для себя мир, где, как в старину, живут духи-ёкай и правит таинственный Бог Горы. Она полюбила заповедные места, где так здорово гулять и играть с вечно юным сребровласым спутником, который встречал ее на прежнем месте каждое лето. Но время шло, Хотару росла и с годами начала открывать в себе новые чувства – а Гин оставался прежним. Но прежним ли? И чем может кончиться история двух людей из разных миров, когда за деревьями мерцают призрачные огни, а духи леса собираются на новый карнавал?

    © Hollow, World Art

  • (8174)

    Магией и борьбой наполнены дни гильдии волшебников Fairy Tail, выполняющих самые разнообразные заказы. Однажды к ним в гильдию поступил такой заказ: "хочу, чтоб вы поймали главаря банды грабителей, Гиса, устроившего гнездо в одном портовом городке". Команда Нацу в предвкушении высокой награды берется за эту работу. Однако из-за допущенной Люси оплошности они упускают Гиса - он уходит у них прямо из-под носа. Из-за провала задания Люси падает духом, а на обратной дороге встречает загадочную девушку Эклер и чудесную птицу Момон. По какой-то неведомой причине Эклер потеряла память, и единственное, что она помнит, это то, что она непременно должна доставить куда-то имеющийся у нее камень феникса. Ненавидящая магию Эклер и секрет, скрытый в камне феникса - эта встреча столкнет Fairy Tail с могущественным врагом, зло начнет плести вокруг них.

  • (5815)

    Мир, где больше нет нефти, где люди наделены способностью управлять кварцем и с помощью этого продвигают цивилизацию.Но средь враждующих государств появляется тот кого величают "неспособным" - человек, который не наделён магией.И вот однажды ему предстоит оседлать Древнего Голема, заточенного почти под него и остановить ненужное кровопролитие.

  • (5653) Курияма Мирай вернулась живой и невредимой с той стороны. И казалось-бы, что все хорошо, но...она полностью потеряла память. Забыла то, кто она такая и всех своих друзей. Канбара с друзьями решает не рассказывать ей правды и вообще лично держаться от нее подальше. Ведь так у нее будет шанс жить нормальной жизнью и не знать о проклятой крови. Но как долго сможет продолжаться такой спектакль? Куда пропали Насэ Изуми и Фуджима Мироку? Смотрите и увидите сами.

    -----------------------------------------------------------------------------

    Да. Это второй фильм. Почему нет первого? Потому, что первый фильм это компиляция ТВ сериала.

  • (5070)

    2116 год. Японское правительство начинает экспортировать автономных роботов-дронов с системой Сивиллы в «проблемные» страны, и Сивилла распространяется по всему миру. В качестве эксперимента решается запустить Сивиллу в СЮВАС (Союз Юго-Восточных Азиатских Стран) — государство, истерзанное гражданской войной. Опыт оказался удачным, и благодаря новой системе прибрежный город Шамбала начинает благоденствовать в обстановке временного перемирия и безопасности. Однако затем СЮВАС посылает в Японию своих агентов с целью совершить теракт. Те успешно проникают сквозь охрану Сивиллы и наносят удар изнутри. Подозрение падает на конкретного человека. Ответственная за проведение расследования, офицер Цунэмори, отправляется в Шамбалу.

  • (5002) По песчаной планете, где царят нравы Дикого Запада, а поселения существуют за счет гигантских электролампочек, все так же бродит одинокий стрелок-пацифист и любитель пончиков, наводящий ужас на народные массы и страховые компании. Человек в красном плаще не зря носит прозвище Ураган – его решения, принятые из лучших побуждений, очень часто приводят к бурным и весьма разрушительным последствиям. Вот и сейчас корни одного поступка Ваша Паникера 20-летней давности стягивают всех давно знакомых и полюбившихся героев в городок Макка, куда, по слухам, должен заявиться легендарный грабитель Гасбак.

    Итак, на призыв местного босса Кеплера откликнулась целая армия наемников и охотников за наградой. Но ведь и Гасбак не прост, ограбление Макки он считает делом личным и планировал его много лет. Смогут ли вездесущие Мерил и Милли спасти страховую компанию от разорения? Удастся ли священнику Вольфвуду отдать долг чести и сохранить принципы? Добьется ли своего молодая охотница Амелия? И, самое интересное, не пожалеет ли Ваш Паникер о том, что случилось давным-давно? Все ответы – в новой главе великолепной саги о пустынных землях!

    © Hollow, World Art

  • (5122) Полнометражный фильм вселенной САО по оригинальному сценарию Кавахары Рэки. Действие будет происходить между арками "Розарий матери" и "Алисизация" и сконцентрируется на отношениях Кирито и Асуны.

    Фильм будет рассказывать о новой игре, для которой требуется устройство расширенной реальности под названием "Augma". Augma куда компактнее АмуСферы. Ordinal Scale - это ARMMORPG, эксклюзивная для Augma. Игра наделала шуму благодаря применению в ней новейших технологий, включающих реальный мир в игру в качестве игрового поля, а также возможности повышать ранг победами над монстрами и применять предметы в различных областях реального мира. Ordinal Scale (OS) - это функция в игре, и все игроки получают ранг, основанный на их порядковых номерах. Таким образом, топовые игроки обладают несокрушимой силой. В соло-PvP порядковый ранг - это важный фактор, определяющий во многом победу и поражение.

  • (4819) Главными героями в этот раз выступают человек Рику и экс-машина Шуви, решившие положить конец войне Древних Богов, которая не прекращается уже много столетий.

    Инцидент задолго до того, как все стало решаться в играх, задолго до того, как любые битвы были запрещены, и был создан «Дисборд».Это эпоха великой войны, в которой каждый борется за то, чтобы стать единственным Богом. Страшная война, разрывающая небеса, разрушающая землю и даже уничтожающая звезды, привела к неминуемой гибели тех, кто не имел возможности сражаться.Молодой человек по имени Рику ведет группу представителей разных рас, обладающих неописуемой силой. Он пробует все, чтобы люди могли выжить.Однажды в городе эльфов Рику встречает молодую механическую девушку по имени Шуви. Бывшие товарищи бросили ее из-за интереса в отношении «сердца» - того, чего у машины никогда не может быть, - что вызвало системную ошибку. Шуви просит Рику научить ее «человеческому сердцу», чтобы исправить ошибку.Это история о «старейшем мифе», который случился более шести тысяч лет назад и однажды приведет к «новейшему мифу».История, которая никем не рассказана и нигде не записана, которую никто не запомнит, вот-вот начнется...

  • (4395)

    В основу сюжета легла философская идея: «Можно ли добиться блага для одних людей путём убийства других?». Автор придумал оригинальную историю, в которой отражается суть того, что бы могло быть с миром, если бы человек мог безнаказанно убивать одних людей, чтобы сделать лучше жизнь других. Автор рассматривает реакцию как самого убийцы, его мотивы и желания, так и реакцию общества на действия убийцы. Но также автор подчёркивает то, что если ты человек и желаешь всему миру блага — всегда найдётся тот, кто захочет тебе помешать. Но это лишь первый, наиболее заметный слой сюжета. Куда глубже и важнее является другая мысль - о властолюбии, которое вытесняет из сознания главного героя все остальные стремления, включая изначально важную для него справедливость.Альтернативная концовка сериала Death Note, двухчасовой длины. События показаны глазами Рюка, добавлено несколько сцен, отсутствует содержание последних 13 серий.

  • (4279)

    "Инцидент на Ашинаке". Тот трагичный день, когда сошлись пути четырех одиноких Королей... Сколько месяцев минуло с тех пор? Все это время Куро и Нэко продолжали искать своего друга и владыку, Серебряного Короля, Широ. Однако и самые преданные сторонники нуждаются в добрых новостях, и, не найдя ни малейшей подсказки о местоположении хозяина, Пёс и Кошка медленно начинают впадать в отчаяние. Но когда у них уже почти опустились руки, Куро и Нэко становятся свидетелями того, как за членами Хомры, Анной и Рикио, кто-то гонится. Похоже, назревает что-то серьезное...

  • (3881)

    В детстве Джун разрушила семью своими неаккуратными словами. Девочка очень переживала, и однажды загадочное яйцо в шляпе застегнуло ей рот, чтобы больше не допустить подобного. С тех пор она общается только по SMS. Действие разворачивается уже в старшей школе. Класс Джун готовит мюзикл, и она хочет петь.

  • (3798)

    Последняя глава не простой истории Томоки и его дружной компашки ангелойдов. Суть фильма - Мы в ответе за тех кого приручили. Ну и о любви немного.

  • (3821) Cато Ичиро в средней школе страдал всем известным "синдромом восьмиклассника" из-за чего был объектом шуток и издевательств все три года. Три года ужаса прошли и пришло время старшей школы. Чтобы все это не повторилось Сато переводится в другую школу и забывает обо всем случившемся и своих причудах.Но и тут чудики не оставляют его. И главная его проблема это его тёска - девушка по фамилии Сато. Сперва Ичиро старается держаться в стороне от нее, но когда над ней начинают издеваться так-же как и над ним раньше, он больше не может просто смотреть со стороны.

    П.С - СМОТРИТЕ ДО САМОГО САМОГО КОНЦА НЕ МОТАЯ!

  • (3532)

    Весна стала началом нового учебного года в старшей школе Камакура. Новый ученик по обмену, Кёичи Кёгоку зачислен в класс №8. Суть в том, что Кёгоку - телепат, и он очень хорошо запомнил наказ отца использовать свой дар в личных целях. Благодаря своей внешности и телепатии он быстро становится популярным в школе. Все склоняются перед влиянием очарования Кёгоку, а он охотно управляет ими. Причем, к тем, кто не благоговеет перед ним, он относится без малейшей жалости. Уже все пали жертвами его чар, и лишь Сэки стойко противостоит Кёгоку. Удастся ли Сэки вырвать школьников из объятий магии Кёгоку?

  • anime.anidub.com

    Бог Янус

    Двуликий Янус

    Янус, римское божество дверей; в качестве такового имел два лица, поскольку дверь есть и вход, и выход, она ведет и внутрь дома, и наружу. Кроме того, являлся богом договоров и союзов. Янус повелевал началами, его место в пространстве — входные двери и ворота, его место во времени — начало года, начало событий.

    До появления культа Юпитера Янус был божеством неба и солнечного света, открывавшим небесные врата и выпускавшим солнце на небосвод, а на ночь запиравшим эти врата. Существовало также поверье, что Янус царствовал на земле ещё до Сатурна и научил людей исчислению времени, ремёслам и земледелию. С ним соотносятся времена золотого века, поскольку он считался первым правителем Лациума, цивилизации, которая традиционно определяется как «Прометеева», поскольку ее существование было инициировано его дарами человечеству: огнем, ремеслами и календарём.

    Первый храм Янусa был воздвигнут по преданию царём Нумой Помпилием. Храм Януса представлял собой две большие арки, соединенные поперечными стенами, с двумя воротами, находившимися друг против друга. Внутри стояла статуя бога, у которого было два лица, обращенных в противоположные стороны; одно - в прошлое, другое - в будущее. В руке у Януса был ключ, которым он отпирал и запирал небесные врата. Поскольку Янус был богом времени, ведущим счет дням, месяцам и годам, то на его правой руке было начертано число 300 , а на левой - 65 , что означало число дней в году. Римляне связывали Януса с судьбой, временем и войной; к Янусу италийцы обращались при объявлении войны.

    У Овидия двуликий Янус, как воплощение начала и конца, отождествляется с хаосом, из которого возник упорядоченный мир; в ходе этого процесса сам Янус из бесформенной глыбы-шара превратился в бога, вращающего, по Овидию, ось мира. Возможно, изначально он выступал как верховное божество; его имя упоминали первым при обращении к богам. Его эпитет Гемин означает Двойной; образ Януса может рассматриваться как выражение единства противоположностей и олицетворение всеохватности, власти над всеми сферами бытия. Этот образ воплощает представление о том, что технический прогресс влечет за собой необратимые и зачастую негативные изменения в человеческом укладе; это символ неосторожного и непредусмотрительного использования природных сил и достижений цивилизации.

    Янус был также покровителем путников и хранителем дорог, и почитался среди италийских моряков, веривших, что именно он научил людей строить первые корабли. В жертву Янусу приносились вино, плоды и медовые пироги, а в начале года — белый бык.

    Двуликий Янус

    Янус — в римской мифологии — двуликий бог дверей, входов, выходов, различных проходов, а также начала и конца, а также бог времени. Изображался двуликий янус всегда с двумя лицами – как правило молодым и старым, смотрящими в противоположные стороны.

    Римляне связывали Януса с судьбой, временем и войной; к Янусу италийцы обращались при объявлении войны.

    Двуликий янус был божеством неба и солнечного света, открывавшим небесные врата и выпускавшим солнце на небосвод, а на ночь запиравшим эти врата. Под покровительством Януса находились все двери — частного дома, храма богов или ворота городских стен, a, так как он вёл счет дням, месяцам и годам, то на пальцах его правой руки было начертано число CCC , а на левой — LXV , в сумме эти числа означают число дней года. По имени Януса названо начало года, первый его месяц — януарий.

    Сегодня Двуликий Янус является символом двуличия, лицемерия и лжи, на мой взгляд, совершенно незаслуженно – древние римляне вовсе не ассоциировали эти качества с божеством Януса, направления, за которые он отвечал, были очень почетными, жизненно важными и носили философский смысл.

    Видимо, просто наличие двух лиц в одном божестве ассоциируется у людей с противоположными качествами, по принципу хороший-плохой, и принадлежат они одному и тому же существу.

    Источники: aforizmu.com, godsbay.ru, esperanto-plus.ru, dic.academic.ru, talusha.3bb.ru

    Это интересно

    Автомобиль на сжатом воздухе

    С каждым днем цены на топливо становятся все выше.Это является стимулом для инженеров, которые стараются разработать ...

    Правильный уход на кожей лица весной

    После холодов кожа часто шелушится и нуждается в дополнительном увлажнении, но со скрабами и пилингом спешить не ...

    Легенда о Минотавре.

    Минотавр – древнегреческое чудовище с телом человека и головой быка, пожалуй, является одним из наиболее известных мифологических ...

    Новая технология GPS

    Технологии продолжает вторгаться в нашу жизнь, и все больше людей стремится использовать их, иногда не вполне корректно. ...

    • Столетняя война между Англией и Францией

      Статуи острова Пасхи вот уже долгое время будоражат воображение всего мира, напоминая об исчезнувшей цивилизации лемурийцев. Сотни гигантских статуй в настоящее время на­ходятся...

    • Бородинское сражение

      Тайна смерти Гоголя до сих пор не дает покоя как огромному количеству ученых и исследователей, так и простым...

    objective-news.ru

    Янус - это... Что такое Янус?

    Я́нус (лат. Ianus, от лат. ianua — «дверь», греч. Иан)— в римской мифологии — двуликий бог[1]дверей, входов, выходов, различных проходов, а также начала и конца.[2]. С его именем связано название месяца январь.

    Один из древнейших римских богов-индигетов, вместе с богиней очага Вестой, занимал заметное место в римском ритуале. Уже в древности высказывались различные религиозные представления о нём и его сущности. Так, Цицерон связывал его имя с глаголом inire и видел в Янусе божество входа и выхода. Другие полагали, что Янус олицетворяет хаос (Janus = Hianus), воздух или небесный свод. Нигидий Фигул отожествлял Януса с богом солнца. Первоначально Янус — божественный привратник, в гимне Салиев его призывали под именем Clusius или Clusivius (Замыкающий) и Patulcius (отворяющий).

    В качестве атрибутов Янус имел ключ, которым он отпирал и запирал небесные врата. В качестве оружия привратника ему служил посох, для того чтобы отгонять непрошеных гостей. Позднее, вероятно под влиянием греческого религиозного искусства, Януса стали изображать двуликим (geminus).[3]

    Его родители: Небо и Геката, женой Януса была Ютурна, сыном — Фонт, зятем — Вультурн[4]. В греческой литературе его упоминает Прокл, отождествляя с Зевсом[5].

    До появления культа Юпитера был божеством неба и солнечного света, открывавшим небесные врата и выпускавшим солнце на небосвод, а на ночь запиравшим эти врата. Затем он уступил свое место Юпитеру, а сам занял место владыки всех начал и начинаний во времени. Существовало также поверье, что Янус царствовал на земле ещё до Сатурна и научил людей исчислению времени, ремёслам и земледелию.

    Салии, в своей песне, называли Януса «богом богов» и «добрым создателем». Также его толковали как «мир» — mundus, первобытный хаос, из которого потом возник упорядоченный космос, и он из бесформенного шара превратился в бога и стал хранителем порядка, мира, вращающим его ось.[6]

    Под покровительством Януса находились все двери — частного дома, храма богов или ворота городских стен, a так как он вёл счет дням, месяцам и годам, то на пальцах его правой руки было начертано число CCC(300), а на левой — LXV(65), в сумме эти числа означают число дней года. По имени Януса названо начало года, первый его месяц — януарий. Вместе с тем Янус охраняет каждого человека с момента зачатия до рождения, и стоит во главе богов, под покровительством которых находится человек.

    Первый храм Януса был воздвигнут по преданию царём Нумой Помпилием. Когда принималось решение объявления войны, царь или консул отпирал ключом тяжёлые двойные дубовые двери храма, украшенные золотом и слоновой костью, и перед ликами Януса под арками проходили отправлявшиеся на войну вооружённые солдаты и юноши, впервые взявшие оружие. В продолжение всей войны ворота храма стояли открытыми, когда заключался мир, то вернувшиеся войска вновь проходили перед статуей бога и храм вновь запирался на ключ.

    Янус был также патроном дорог и путников, и почитался среди италийских моряков, веривших, что именно он научил людей строить первые корабли.

    В жертву Янусу приносились вино, плоды и медовые пироги, а в начале года — белый бык.

    Евгемеристические толкования называют его сыном Аполлона и Креусы[7], который основал город Яникул[8], жил на холме Яникул[9]. Венилия родила ему дочь Каненту[10]. По версии, он был эллин из Перебии[11].

    В культуре

    Литература

    • В повести братьев Стругацких «Понедельник начинается в субботу» Янус превратился в загадочную фигуру Януса Полуэктовича Невструева, директора института, единого в двух лицах. Янус Полуэктович — один человек, но в одном лице он живёт, как и все остальные люди, из прошлого в будущее, а «второе лицо» возникло после того, как в будущем он поставил удачный эксперимент по достижению контрамоции и начал жить из будущего в прошлое.
    • В книге Эдварда Радзинского «Александр II. Жизнь и смерть», царь Александр автором называется двуликим Янусом из-за его склонности как к реформам, так и к жестоким самодержавным методам правления, так свойственным его отцу Николаю I.
    • Двуликий Янус (вид сбоку), Михайловский замок

    Примечания

    1. ↑ Вергилий. Энеида VII 180; Овидий. Фасты I 63-226
    2. ↑ Мифы народов мира. М., 1991-92. В 2 т. Т. 2. С. 683—684; Любкер Ф. Реальный словарь классических древностей. М., 2001. В 3 т. Т. 2. С. 161—162
    3. ↑ Энциклопедический словарь Ф. А. Брокгауза и И. А. Ефрона. — С.-Пб.: Брокгауз-Ефрон. 1890—1907.
    4. ↑ Арнобий. Против язычников. III. 29
    5. ↑ Прокл. Гимны. VI. 3
    6. ↑ Е. М. Штаерман Янус. // Мифы народов мира. М., 1992. Т. 2. С. 683.
    7. ↑ Аврелий Виктор. Происхождение римского народа. II. 1
    8. ↑ Вергилий. Энеида. VIII. 358
    9. ↑ Овидий. Фасты. I. 246
    10. ↑ Овидий. Метаморфозы. XIV. 333
    11. ↑ Плутарх. Римские вопросы. 22

    См. также

    dic.academic.ru

    Янус - двухголовый римский бог ворот, дверей и новых начал

    янус - двухголовый римский бог ворот, дверей и новых начал

    В римской мифологии Янус был богом ворот, дверей, дверных проемов, начала, и окончания. Его самый очевидный остаток в современной культуре - его тезка, месяц январь. Хотя он обычно изображался с двумя лицами, смотрящими в противоположных направлениях (Janus Geminus (близнецы Янусы) или бифронтальный Янус), в некоторых местах он был Janus Quadrifrons (с четырьмя лицами). Римляне связали Януса с этрусской богиней Ани. Янус часто использовался, чтобы символизировать изменение и переходы, такие как прогрессия прошлого к будущему, одного условия к другому, одного видения к другому, и одной вселенной к другой. Следовательно, Янусу поклонялись в начале урожая и в начале каких-либо действий, так же как браки и рождения также входили в его сферу поклонения. Также он представлял переход между варварством и цивилизацией, сельской страной и городами, и молодостью и взрослой жизнью.

    Янус, как предполагалось, приехал из Фессалии в Греции и поделился королевством с Камисой в Лацио. У них было много детей, включая Тиберинуса (Tiberinus). Янус и его более поздняя жена, Ютурна (Juturna), были родителями Фортуна (Fontus). Другую его жену звали Яна (Jana). Исторически, однако, он был одним из немногих римских богов, у которого не было готовой греческой копии, или аналогичной мифологии. Как единственный правитель Лацио, Янус объявил Золотой Век, вводя деньги, законы и сельское хозяйство (факты, сделавшие его героем культуры). Когда Ромул и его люди похитили женщин Сабин (Sabines), Янус заставил горячий источник прорваться, заставляя потенциальных нападавших сбежать. В честь этого события двери в его храмы были сохранены открытыми во время войны так, чтобы он мог легко вмешаться. Двери и ворота были закрыты во время мира.

    Скульптурно Януса изображают с двумя лицами. Первоначально одно лицо было всегда бородато, а другое чисто выбритое; первоначально Янус представлял собой солнце и луну. Он обычно изображался с ключом. Одно предложенное происхождение названия итальянского города Генуи - происхождение от слова Янус (Janus). Храм Януса в Риме был расположен на улице по имени Argiletum, важная дорога, которая соединяла римский Форум и жилые области на северо-востоке. Это был маленький, деревянный храм, и строительный материал предполагает, что культ Януса имел почтенную старость. Это подтверждено несколькими фактами. Самые старые списки богов обычно начинались с его имени; он был окружен divom deus, очень древней формой латыни, означающей бог бога ; и его портрет может быть найден на самых старых римских монетах.

    Перед принесением каждой жертвы его призывали и проводили процедуру возлияния. Но это не означает, что современные ученые действительно понимают культ бога дверей (ianuae) и начала. Во время господства императора Августа (27 г. до н.э. – 14 г. до н.э.), римляне начали соединять такие вещи с культом Януса, которые первоначально не имели никакого отношения к нему. К сожалению, у нас нет текстов, предшествующих этому периоду, которые лишают возможности восстанавливать оригинальный культ. Храм в Аргилетуме (Argiletum) состоял из двух ворот; культовая статуя была между ними. Это была очень древняя статуя; автор Плиний Старший упоминает это как доказательство, что искусство скульптора существовало в Италии в самые древние времена. У Януса также был храм в Риме с двупольными дверями, которые назывались воротами войны; поскольку храм всегда стоит открытый во время войны, но закрыт, когда мир прибыл. Последний был трудным вопросом, и это редко случалось, так как царство было всегда занято в небольшой войне, поскольку ее увеличивающийся размер принес войну с варварскими нациями. Но во время Августа двери были закрыто, после того, как он сверг Марка Антония.

    Храм Аргилетум с Воротами войны не был единственным местом, где римляне поклонялись Янусу. С другой стороны Тибра, алтарь был посвящен этому богу на 'холме Янус' (Ianiculum). Второй алтарь был установлен на холме Оппиус (Oppius), который играл роль на церемониях, когда мальчик становился мужчиной. Консул Маркус Дуиллиус построил храм на Овощном рынке (Форум Голиториум), после своей военно-морской победы (260 г. до н.э.). Этот храм был восстановлен императором Тибериусом. В этом храме, двенадцать алтарей были установлены и посвящены двенадцати месяцам (одного из них, января, возможно, назвали в честь бога Януса). Наконец, была Арка Януса с четырьмя лицами, Janus Quadrifons, в Велабруме.

    romanpeace.ru